Published on
Updated on 

Наказание в XIX веке в Китае

Authors
  • Эта публикация - перевод статьи. Ее автор - Harvard University. Оригинал доступен по ссылке ниже:

    Punishment in 19th Century China

Томас Аллом (1804-1872) - английский архитектор, художник и иллюстратор, опубликовавший книги о своих путешествиях из Европы на Ближний Восток и по Азии. В 1842 году был подписан Нанкинский договор, после того как британцы одержали победу над китайцами в так называемой "первой опиумной войне".  Договор предоставил британцам дополнительный контроль над китайскими портами, открыл торговые ограничения и передал Гонконг под суверенитет Великобритании. Именно в этот период быстрых перемен и усиления британского присутствия в Китае Томас Аллом опубликовал экстравагантный двухтомник по истории и культуре Китая. Издание содержит повествование, а также множество иллюстраций по таким темам, как топография, социальные обычаи, история, право и политика. Хотя Аллом много путешествовал, многие из его китайских иллюстраций были основаны на работах других художников, включая лейтенанта Фредерика Уайта, Р.М., капитана Стоддарта, Р.Н. и Р. Варнхэма, а не на его собственных рассказах из первых рук в Китае. Описания, сопровождающие работы Аллома, раскрывают предубеждения и предрассудки викторианского менталитета в отношении Китая того времени. Во втором томе Аллом посвятил значительный раздел аспектам преступности в Китае, включая судебную систему и применение наказания.

Полицейский и заключенный.

"Полицейские, не зачисленные в ряды вооруженных сил, описываются одним из них, который, по словам г-на Монтгомери Мартина, "тщательно изучил этот вопрос", как "собрание самых отбросов нации; хорошо разбираются во всех уловках; лично знакомы с ворами, грабителями и азартными игроками; посвящены во все тайны беззакония; часто принимают участие не только во взятках, но и в практике мерзости, в самых притонах порока". Зарплата у них небольшая - от одного до двух долларов в месяц; но многие служат безвозмездно, а некоторые даже платят за назначение - "доказательство того, что их положение должно чего-то стоить".

Допрос заключенного

"Формы правосудия немногочисленны и просты. Когда полиция задерживает китайца за какое-либо правонарушение, его доставляют к мировому судье, который сидит за столом (как мы видим на гравюре). Заключенного заставляют встать на колени перед тем, что образует трибунал правосудия - его похититель с одной стороны, и другой полицейский с орудием наказания - с другой. У магистрата есть свой секретарь, но в деле нет ни присяжных, ни ходатайства. Он выслушивает свидетелей и выносит приговор, указывая количество ударов (если назначена порка), бросая на землю несколько тростинок, которые лежат в двух небольших ящиках в углу скамьи. Если речь идет о преступлении, наказуемом бамбуком, бастинадо или канге, это наказание применяется немедленно; если преступление более серьезное, и за него полагается смерть или изгнание, преступника отправляют в тюрьму или на место казни".

Наказание бамбуком

"Ни один человек в Китае, независимо от его ранга, не освобождается от наказания поркой. Как мы уже говорили в другом месте, ей подвергаются офицеры армии. Мандарин, вмешивающийся в государственные дела, подвергается штрафу и, кроме того, получает восемьдесят ударов; так же поступает любой чиновник, который рекомендует неподходящего человека для продвижения по службе или виновен в небрежности или задержке в выполнении служебных обязанностей. Подчиненных чиновников проверяют в конце каждого года, и если обнаруживается, что их работа не улучшилась, они получают сорок ударов. Врачи, которые неправильно прописывают лекарства своим пациентам, получают сто ударов; наказание для домашних за шум или беспорядки в императорском дворце - сто ударов; их хозяева (считающиеся ответственными за поведение своих слуг) получают пятьдесят. Наименьшее количество нанесенных ударов - пять".

Наказание рака

"Одной из худших черт в уголовном судопроизводстве китайцев является сохранение пыток. В то время как религиозные фанатики и лицемеры были вынуждены отказаться от этого ужасного орудия варварства - дыбы, китайцам все еще разрешено применять ее для выбивания признаний; и, поскольку королева Виктория ходатайствовала об отмене смерти как наказания за отступничество в Турции, можно надеяться, что она распространит свое гуманное влияние на искоренение бесконечно более жестокой практики в Китае - стране, которую недавние события научили уважать ее власть."

Уличное наказание

"Китайцы, похоже, любят публичные наказания, и мы приводим две гравюры с китайских рисунков, хранящихся в библиотеке Ост-Индской компании, на которых изображены два преступника, подвергающиеся наказаниям, вынесенным мандаринами. На первой гравюре изображена группа из четырех фигур, все они заняты получением или исполнением наказания, назначенного, надо сказать, за пиратство - когда мы смотрим на пигмейские знамена, которые закреплены за ушами преступника, будучи, очевидно, воткнутыми в его голову; вызывая пытку, мы должны думать, по крайней мере, равную самой порке. Первая фигура бьет в гонг; это призвано привлечь внимание публики, которой он объявляет о преступлении и о количестве ударов бамбуком, которые должен получить заключенный. Затем следует заключенный, его руки связаны за спиной, а лицо выдает боль и ужас; ноги голые, а одежда самая тонкая. Третья фигура - флагеллятор, который размахивает бамбуком, в количестве четырех штук, как будто намереваясь нанести им удар. Четвертая фигура - мелкий мандарин, который отвечает за заключенного и присутствует, чтобы проследить за правильностью наказания. Этот ансамбль свидетельствует о нецивилизованном и варварском режиме, мало соответствующем европейским привычкам и образу мышления в XIX веке".

Уличное наказание

"На картине II несчастный преступник подвергается разновидности пытки. Он подвешен к поперечному столбу, поддерживаемому двумя стойками, веревкой, пропущенной вокруг его шеи и под мышками, его ноги связаны вместе, а другой веревкой он подтянут выше уровня головы. Его грудь опирается на длинный бамбук, который с каждого конца держит полицейский; очевидно, что, поднимая и опуская этот шест, позволяя заключенному каждый раз падать на него, суровость наказания значительно усиливается".